Оспаривание кредитной истории

После принятия Закона в 2005 году далеко не все сразу оценили важность роли кредитной истории для дальнейшей жизни. Кто-то относился к своевременности внесения платежей халатно, кто-то не рассчитал своих сил и не смог оплатить кредит, а кто-то вообще ничего не слышал о бюро кредитных историй и передаче данных. Теперь многие задумываются о том, как удалить негативные займы, а также почистить или исправить кредитную историю. Все эти действия, согласно закона, называются одним словом "Оспаривание". Данная процедура отнимает немало времени и сил. Поэтому не верьте тем, кто обещает поменять информацию в КИ быстро. Но помните, что нарушения возможны и со стороны источников информации, которые ответственны за достоверность фактов, формирующих Вашу кредитную историю.

Это могут быть: ошибки технического отдела, ошибки специалистов, непосредственно передающих информацию, и даже, как показала практика, сознательная передача кредитными организациями недостоверной информации о своевременности внесения платежей.

Информация, которую можно оспорить: законность того или иного займа в Вашу кредитную историю и своевременности платежей по займу. Стоит знать слудующее:

  1. Информация о займах, взятых до 1 июня 2005 года, не подлежит передаче в Бюро кредитных историй, т.к Закон о кредитной истории вступил в силу с этой даты и обратной силы не имеет.
  2. Информацию о займах, взятых с 1 июня 2005 года по 30 июня 2015 года, кредитная организация может передавать в бюро кредитных историй лишь при условии наличия Вашего письменного согласия на это.
  3. Информация о займах, взятых после 1 июля 2015 года, подлежит обязательной передаче и не требует Вашего согласия.
  4. Ваше письменное согласие на передачу данных в Бюро кредитных историй, как субъекта ПД, может быть в анкете, в договоре, а также оформлено на отдельном бланке, специально разработанном кредитной организацией. Согласие должно храниться вместе со всеми документами в кредитном досье.
  5. Такое досье хранится в кредитной организации до момента окончания её существования . В случае ликвидации организации (например, Банка) досье сдаётся в Государственный архив. Срок хранения в архиве - 5 лет (см. Письмо ЦБ РФ от 5 августа 1998 г. N 169-Т). 
  6. Ваше письменное согласие обязательно должно содержать фразу о том, что Вы разрешаете передавать информацию в Бюро кредитных историй. Без наличия такой фразы согласие вполне можно оспорить.
     

Не бойтесь запрашивать свои копии документов из Вашего кредитного досье у кредитной организаций, это ваше право. Направляйте письменный запрос заказным письмом или регистрируйте заявление у секретаря.

Порядок оспаривания (исправления)
кредитной истории

Существует два варианта оспаривания кредитной истории. Оба требуют времени, сил и терпения. Не стоит начинать процедуру оспаривания, не имея на руках документов, подтверждающих Вашу правоту.

Вариант № 1. Процедура оспаривания через Бюро
кредитных историй

У каждого бюро есть свой веб-сайт. На нём обязательно имеется раздел "Оспаривание кредитной истории". Скачайте форму, разработанную Бюро, и заполните её. Прикрепите копии необходимых докуметов (зависят от того, что именно вы оспариваете). Отправьте заказным письмом на юридический адрес Бюро. Бюро обязано рассмотреть Ваше заявление и ответить Вам в течение 30 дней с момента его получения.

Плюсы данного оспаривания: данную процедуру Вы можете проделать самостоятельно, без сторонней помощи; Ваши расходы минимальны - только на заказное письмо.

Минусы данного оспаривания: БКИ не обязано в дальнейшем проводить проверку информации, предоставленной сторонами; Вам прийдётся писать заявление в каждое БКИ; Если источник информации передавал информацию в несколько БКИ, то исправление информации в одном Бюро Вам не поможет. Стоит знать следующее:

  1. При получение Вашего заявление на оспаривание какой либо информации в кредитной истории, Бюро отправляет запрос источнику информации, на который Вы ссылаетесь в своём заявлении.
  2. У источника информации есть 14 дней на предоставление ответа в письменной форме в бюро кредитных историй. Данным ответом подтверждается или опровергается достоверность ранее переданных сведений.
  3. В законе прописано, что источник информации должен предоставить подверждающую информацию в письменном виде, но в законе не прописано, какой документ является подтверждением, Таким образом, письмо или справка, оформленные на титульном бланке организации, также будут являться подтверждением правоты кредитной организации. 

Через Бюро кредитных историй оспаривайте и исправляйте следующую информацию:

  1. Произошло слияние Вашей кредитной истории с кредитной истории другого субъекта;
  2. Вы закрыли кредит, а в истории он до сих пор действующий (при условии наличия на руках справки о закрытие данного кредита);
  3. Вы сменили фамилию, а в истории не отобразились положительные кредиты, оформленные на старую фамилию.

Вариант № 2. Процедура оспаривания через Суд

При этом варианте лучше работать с юристом, имеющим опыт в области персональных данных и хорошее знание закона о кредитной истории.

Плюсы данного оспаривания: данный вариант более действенный; Вы сами вступаете в переписку с источником информации и получаете на руки все копии документов; решение суда, при условии Вашего выигрыша, можно отправить источнику информации и во все Бюро кредитных историй, где присутствуют оспариваемые факты; уже есть судебная практика по подобным делам.

Минусы данного оспаривания: переписка с источником информации может растянуться на неопределённое время; судебные тяжбы - тоже дело небыстрое (могут длиться месяцами); финансовые издержки на услуги юриста и почтовые расходы.

  1. Внимательно отнеситесь к выбору юриста. Многие из них не достаточно хорошо разбираются в теме и (или) не имеют необходимого опыта в этой сфере.
  2. Заключайте договор с юристом где четко прописано его вознаграждение в случае положительного результата.
  3. При утере оригиналов документов (что нередко случается) помните, что Вы всегда можете запросить их копии из своего кредитного досье у источника информации, написав письменное заявление с указанием какие копии  конкретных документов, вы бы хотели получить. 
  4. Написав письменное заявление зарегистрируйте свой экземпляр у секретаря, поставьте входящий номер или отправьте заказным письмом на адрес источника информации.
  5. Если Вы не получили в отведенный срок ответ на Ваше заявление, напишите жалобу в контролирующие органы.

 

Заинтересовал отчет или возникли вопросы?
Написать сообщение
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время
Заказать обратный звонок
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время
Ваша заявка успешно
отправлена
Благодарим за Вашу обратную связь,
наш менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время